Россия предложила новый вариант возможности эффективного запуска трубопровода «Южный поток» в обход Украины. Его строительству и вводу в строй сегодня препятствуют нормы Третьего европейского энергопакета, обязывающие владельца газа делиться дефицитными мощностями труб со сторонними компаниями. По словам советника «Газпром экспорта», профессора РГУ имени Губкина Андрея Конопляника, в рамках европейских экспертных групп разрабатываются изменения и дополнения в нормы Третьего энергопакета, в случае одобрения которых можно будет соблюсти правила антимонопольного законодательства ЕС и интересы инвесторов «Южного потока» одновременно.
Инициативу Конопляник озвучил на международной конференции «Энергетический диалог: Россия — ЕС. Газовый аспект» в Брюсселе. Он предложил создать в рамках Третьего энергопакета отдельную статью, предусматривающую возможность еще на стадии проектирования трансграничных крупных трубопроводных проектов открывать «подписку» на их мощности со стороны основных потребителей газа, резервируя их на долгосрочную перспективу по контрактам, предусматривающим штрафы за недобор газа. И в соответствии с этим резервом каждый, кто финансово и документально обосновал свою потребность в прокачке газа по таким трубопроводам, получит определенный процент места в нем и гарантированные объемы газа для своей страны или компании. А компания-оператор, обеспечивающая строительство трубопровода и транспорт топлива по нему (а в случае «Газпрома» еще и ресурс газа), сможет защитить свои инвестиции, не строя избыточных мощностей и формируя долгосрочный и экономически обоснованный тариф на прокачку газа для своих клиентов.
При этом можно будет обойтись без привычных сегодня «исключений из правил» Третьего энергопакета — так называемых изъятий, которые нужно бесконечно согласовывать с многочисленными чиновниками Еврокомиссии и стран — ее членов. Одновременно эта норма поможет соблюсти так защищаемые европейцами нормы конкуренции из Третьего энергопакета, поскольку сторонние компании, в том числе потребители газа, смогут гарантировать себе доступ к транспортным мощностям добывающих компаний.
В первую очередь норму планируется распространить на будущие газопроводные проекты, в том числе из Ирана и Ирака в Европу, но и «Газпром» в случае одобрения инициативы получит свои бонусы в виде гарантий возмещения долгосрочных инвестиций в строительство труб и сможет соблюсти интересы в том числе европейских акционеров «Южного потока».
Как пояснил «Известиям» Андрей Конопляник, пока европейские регуляторы выступают против этой нормы, однако представители Еврокомиссии и «Газпрома» в кулуарных разговорах идею одобряют. Он уточнил, что действующий сегодня принцип распределения мощностей на аукционах среди конкурирующих компаний связывает руки основному строителю труб.
— Аукционы проводятся, уже когда в строительство труб вложены средства, это не дает гарантий возврата инвестиций в такие крупные проекты. Часть мощностей может оказаться невостребованной сторонними участниками рынка, а сам оператор проекта не имеет права их использовать из-за антимонопольных ограничений. А без гарантий возврата вложенных средств в перспективе никто не готов вкладывать миллиарды долларов в такие проекты. «Газпром» спроектировал «Южный поток» еще до их ввода, — замечает Андрей Конопляник.
Трубопровод «Южный поток» мощностью свыше 60 млрд куб. м газа в год позволяет решить проблему безопасных поставок газа в обход Украины. Трубопровод может быть построен с участием России и ряда европейских стран, но всё еще нет гарантий его запуска в 2016 году, так как основное требование Евросоюза, которое не устраивает «Газпром», — необходимость допустить других поставщиков к финансируемой «Газпромом» и его европейскими партнерами трубе. Если же данная норма будет принята, проблему можно будет решить. Кроме того, 14 мая спикер спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил о риске политического давления на европейские страны, участвующие в реализации «Южного потока» (сейчас в числе участников Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Сербия, Словения, Хорватия). Впрочем, он отметил, что работа по проекту идет по плану: с Сербией «все решения согласованы, документация согласована, и возможности начать прокладку трубы есть уже в 2014 году», а в 2016 году должны начаться первые поставки газа.
Заместитель начальника управления правового обеспечения внешнеэкономической деятельности «Газпром экспорта» Дмитрий Хандога считает, что цели европейских политиков расходятся с результатами их реформ. — Евросоюз предоставляет 27 исключений из правил Третьего энергопакета, которые, как правило, неэффективны. Таким образом, исключения становятся инструментами бюрократии, а не способом облегчить жизнь участникам рынка. Получается, что, даже несмотря на рост спроса на газ в Европе, нельзя гарантировать окупаемость инвестиций долгосрочных трубопроводных проектов, потому что невозможно предусмотреть возможность всех изъятий уже после принятия инвестрешения. В результате Россия вкладывает в европейские трубопроводные проекты как минимум вдвое больше, чем сама Европа, но не получает гарантии возврата этих инвестиций, хотя в первую очередь делает это для обеспечения безопасности поставок топлива в Евросоюз, как в случае с «Южным потоком», — отметил Хандога.
Он также дал понять, что решение о возможности стопроцентной загрузки трубопровода Opal мощностью 36 млрд кубометров, соединяющего трансбалтийский трубопровод «Северный поток» с существующими газотранспортными сетями, Еврокомиссия и немецкие регуляторы отложили до 15 июля.
Председатель Европейского союза газовой промышленности (Eurogas), вице-президент франко-бельгийской энергокомпании GDF Suez Жан-Франсуа Сирелли считает, что в Третьем энергопакете существуют правила и исключения из них, и в плане реализации текущих трубопроводных проектов они проблемой не являются. Однако он заметил, что, если будет принято решение строить новую инфраструктуру, в долгосрочной перспективе это может стать проблемой.
А строительство новых трубопроводов Европе необходимо. По словам начальника управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергея Комлева, даже в среднесрочной перспективе сланцевый газ США в сжиженном виде будет стоить сильно дороже трубопроводного: в среднем $450 за 1 тыс. куб. м при себестоимости добычи $200. А в условиях падения собственной добычи газа в Европе более дешевой альтернативы российскому газу всё еще не найдено. В условиях снижения поставок газа в Европу со стороны конкурентов газового российского монополиста и аномально теплой зимы, приведшей к сокращению потребления газа Европой в I квартале 2014 года на 38 млрд куб. м, «Газпром» нарастил экспорт голубого топлива на 2,6%, до 42,7 млрд куб. м. Согласно данным Комлева, в I квартале Алжир снизил поставки на 2,8%, до 9,1 млрд куб. м, Ливия — на 0,2%, до 1,4 млрд куб. м, Катар — на 6,2%, до 4,9 млрд куб. м, Нигерия — на 6,5%, до 0,8 млрд куб. м. Таким образом, провозглашаемое снижение энергозависимости от России в Европе пока происходит только на словах.
|