Небольшие улучшения Есть еще несколько вещей, на которые стоит обратить внимание в рейтинге РБК 500. По объемам выручки, точнее, ее эквивалента — доходов от основной деятельности — на втором месте после нефти и газа оказался финансовый сектор. Банки и финансовые компании заработали в 2014 году 6 трлн руб., опередив металлургию и горнодобывающую отрасль. Казалось бы, хороший результат для финансового сектора, говорящий как раз о диверсификации нефтяной экономики. Но Мовчан и Буклемишев отмечают, что финансовая система — производная от денежных потоков нефтяной отрасли. Как, впрочем, и транспорт, и розничная торговля. По мнению Буклемишева, в 2015 году показатели банков будут не такими впечатляющими, а сам сектор окажется в убытках (в 2014 году банки и финансовые компании, входящие в РБК 500, показали прибыль в 13,1 млрд руб.). Еще одна тенденция, на которую обращают внимание экономисты, — активный рост прибыли и высокие показатели маржи по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке) в секторе интернета и онлайн-торговли (например, «Яндекс», «Юлмарт», Mail.Ru Group, «Вайлдберриз»). Здесь чистая прибыль превышает 50% выручки. Неплохие результаты по прибыльности бизнеса у сектора телекоммуникаций (11%). Нефтегазовая отрасль с маржой в 10% — лишь на третьем месте. Рост интернет-торговли — это, судя по всему, один из немногих трендов, показывающих, что рыночная экономика у нас может нормально развиваться. Главный экономист «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин считает, что рост этого сектора вполне объясним — идет перераспределение денежных потоков из обычной сферы торговли и услуг в интернет. Еще одна причина — попытка населения сократить свои расходы за счет покупки более дешевых товаров в Сети. Не случайно экономисты обращают внимание на низкую маржу чистой прибыли в сегменте розничной торговли — 3,5% в 2014 году. Интересно посмотреть, что приносит больше прибыли иностранным компаниям, работающим в России. В прошлом году они получили здесь 7,2 трлн руб. выручки и заработали 211 млрд руб. прибыли. Большая часть прибыли, несмотря на ту же невысокую маржу, пришлась на розничную торговлю (21%), производство и продажу алкоголя и табака (17%) и финансы (10,8%). Чем не диверсифицированная экономика внутри российской нефтяной? Павел Миледин
|