Минфин РФ в течение следующих трех лет планирует подготовить российскую бюджетную систему к введению нового "бюджетного правила", для чего ему потребуется сократить размер ненефтегазового дефицита за 2017-2019 годы на 3 процентных пункта — до 6,5% ВВП. Конкретные меры бюджетной консолидации Минфин изложил в проекте основных направлений бюджетной политики на 2017 год и период 2018-2019 годов. Бюджетное правило рассчитано исходя из базовой цены нефти в 40 долларов за баррель. То есть если нефтегазовые доходы бюджета окажутся выше тех, которое прогнозировались при среднегодовой цене нефти в 40 долларов за баррель, то Минфин предлагает "стерилизовать" их в Резервном фонде и ФНБ. И наоборот, если они окажутся меньше – правило предусматривает расходование резервов. Темпы расходования резервов также ограничены: в случае, когда объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования его средств, согласно правилу, не может превышать 1% ВВП. Правило также регламентирует общий объем внешних и внутренних заимствований: "базовый уровень заимствований ограничен объемом расходов по обслуживанию долга (0,8-1% ВВП в год с 2020 года), что обеспечивает устойчивую динамику государственного долга по отношению к ВВП", говорится в документе. При этом в случе непоступления доходов бюджета, не связанного с нефтяными ценами, допускается увеличение займов на соответствующую величину. Дополнительное привлечение внешних займов, согласно правилу, возможно при благоприятных условиях — при чрезмерном укреплении курса рубля. "Когда фактический курс "крепче" базового, происходит рост заимствований, в условиях неблагоприятной конъюнктуры – напротив, снижение", — поясняют разработчики "правила". Параметры бюджета Основные характеристики федерального бюджета на 2017-2019 годы сформированы с учетом применения переходных положений новой конструкции бюджетных правил и предполагают выход на целевую траекторию структурного дефицита в размере 3%, 2%, 1% ВВП — не считая мероприятий по докапитализации Внешэкономбанка в объеме не более 150 миллиардов рублей в год. "Такая траектория общего дефицита федерального бюджета будет обеспечивать постепенное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета до уровня 6,5% ВВП", — отмечает Минфин. Доходы федерального бюджета РФ, согласно подготовленному Минфином документу, прогнозируются в 2016 году на уровне 13,369 триллиона рублей (16,1% ВВП), а без учета поступлений, связанных с продажей 19,5% акций ПАО "Роснефть" — 12,665 триллиона рублей (15,3% ВВП). В 2017, 2018 и 2019 годах доходы бюджета РФ прогнозируются на уровне 13,492 триллиона (15,5% ВВП), 13,955 триллиона (15,1% ВВП) и 14,823 триллиона рублей (15% ВВП) соответственно. Нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 4,778 триллиона рублей (5,8% ВВП) в 2016 году, 5,063 триллиона рублей (5,8% ВВП) в 2017 году, 5,085 триллиона рублей (5,5% ВВП) в 2018 году и 5,322 триллиона рублей (5,4% ВВП) в 2019 году. Ненефтегазовые доходы составят 8,591 триллиона рублей (10,4% ВВП) в 2016 году, 8,342 триллиона рублей (9,6% ВВП) в 2017 году, 8,870 триллиона рублей (9,6% ВВП) в 2018 году и 9,501 триллиона рублей (9,6% ВВП) в 2019 году. Прогнозируемое снижение нефтегазовых доходов Минфин объясняет ожидаемым сохранением нефтяных цен на мировом рынке вблизи структурно сбалансированного уровня (40 долларов за баррель), в то время как курс рубля к доллару будет оставаться стабильным в реальном выражении. При этом в течение всего периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП РФ продолжит снижаться. Доля нефтегазовых доходов в бюджете будет постепенно сокращаться с 37,8% от общего объема доходов в 2017 году до 36,4% в 2018 году и 35,9% в 2019 году. В 2016 году доля нефтегазовых доходов будет еще ниже и составит 35,7% от общего объема доходов. Это связано с выпадением в последующие годы "разовых" доходов от приватизации "Роснефти", перечисления прибыли ЦБ, а также в связи с сокращением поступления импортной пошлины в соответствии с обязательствами России перед ВТО. Меры консолидации Положительный для бюджета эффект, как ожидается, будут иметь меры по мобилизации доходов в 2017-2019 годах, в совокупности они принесут бюджету 983 миллиарда, 1,02 триллиона и 1,104 триллиона рублей соответственно. В частности, за счет "налогового маневра" в нефтяной отрасли Минфин планирует дополнительно привлечь в бюджет 150 миллиардов, 1705 миллиардов и 210 миллиардов рублей соответственно. Сохранение действующей ставки НДПИ на газ даст бюджету по 170 миллиардов рублей доходов в год. За счет выплаты госкомпаниями 50% прибыли в виде дивидендов бюджет получит 339 миллиардов, 296 миллиардов и 263 миллиарда рублей соответственно в 2017, 2018 и 2019 годах. Дополнительная индексация акцизов на табак на 10% в год принесет соответственно 35 миллиардов, 82 миллиарда и 122 миллиарда рублей соответственно, а повышение акциза на нефтепродукты – 126 миллиардов, 167 миллиардов и 199 миллиардов рублей соответственно. Расходы федерального бюджета РФ, согласно документу, составят 16,404 триллиона рублей (19,8%ВВП) в 2016 году, 16,160 триллиона рублей (18,6% ВВП) в 2017 году, 15,91 триллиона рублей (17,3% ВВП) в 2018 году и 15,962 триллиона рублей (16,1% ВВП) в 2019 году. При этом расходы по самой значительной статье бюджета – "Социальная политика" будут увеличены в 2017 году до 5,057 триллиона рублей в 2017 году против 4,631 триллиона рублей в 2016 году. В 2018 и 2019 годах социальные расходы составят соответственно 4,97 триллиона и 5,076 триллиона рублей. Расходы по статье "Национальная оборона" Минфин планирует сократить в 2017 году до 2,84 триллиона рублей в 2017 году против 3,889 триллиона рублей в 2016 году. В 2018 и 2019 годах расходы по этой статье составят соответственно 2,728 триллиона и 2,816 триллиона рублей. Резервы и долги Роль суверенных фондов в финансировании дефицита бюджета, согласно плану Минфина, будет постепенно снижаться, при этом будет расти доля внутренних заимствований. "В условиях стабильной динамики платежного баланса объем заимствований на внешних рынках будет определяться в первую очередь задачей по поддержанию ликвидности рынка суверенных еврооблигаций", — говорится в документе. Объем Резервного фонда на начало 2017 года прогнозируется на уровне 1,122 триллиона рублей (1,2% ВВП), а к началу 2018 года он будет полностью исчерпан и Минфин начнет использовать для финансирования дефицита бюджета средства ФНБ. В 2017 году Минфин намерен забрать на эти цели 699 миллиардов рублей из средств фонда, в 2018 году – 1,136 триллиона рублей, в 2019 году – 123 миллиарда рублей. Объем ФНБ к началу 2017 года составит 4,672 триллиона рублей (5,4% ВВП), к 2018 году он снизится до 3,973 триллиона рублей (4,3%ВВП), к 2019 году – до 2,865 триллиона рублей (2,9%ВВП). К концу прогнозного периода объем "свободных" средств фонда, которые не инвестированы в приоритетные проекты, составит 500 миллиардов рублей. Объем чистых заимствований на внутреннем рынке в 2017-2019 годах, согласно документу Минфина, ежегодно будет составлять 1,05 триллиона рублей. В частности, в 2017 году планируется привлечь 1,879 триллиона рублей при погашении 829 миллиардов рублей, в 2018 году — 1,581 триллиона рублей при погашении 531 миллиарда рублей, в 2019 году — 1,659 триллиона рублей при погашении 609 миллиардов рублей. Объемы чистого привлечения внешних займов в следующие три года, согласно документу, будут иметь отрицательную величину, то есть погашение внешнего долга будет превышать объем внешних заимствований.
|